Главная | Карта сайта | Поиск RUS | ENG
Copyright 2005-2007 © Фонд стратегических инициатив. Все права защищены.
Конфиденциальность 

26.03.2007 | В полку менеджеров прибыло


Отечественный бизнес пополнился группой высококлассных менеджеров. Выпускникам Высшей школы бизнеса МГУ в субботу вручали дипломы. Их готовили по специальной программе и без отрыва от производства.

Под синими магистрскими мантиями - давно привычные этим студентам деловые костюмы. Все 24 выпускника уже руководят цехами, отделами или целыми комбинатами в регионах. Но квалификации, присвоенной им сегодня, до сих пор в России как будто и не было. МВА – производственные системы. Они тоже менеджеры, однако ориентированы не на виртуальные финансовые рынки, а на реальный сектор экономики, то есть на производство.

"Мы были не теоретиками, а практиками, для того, чтобы внедрить это на своих предприятиях", - считает генеральный директор Ковровского экскаваторного завода Игорь Шустов.

"Наш замысел при создании программы был в том, чтобы пригласить на обучение на программу ребят перспективных, согласованных с регионами, с тем, чтобы они вернулись и работали на этих предприятиях. Это ребята, которые намерены вернуться на свои места", - рассказывает ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.

Для редкой пока еще квалификации преподавателей в России не нашли. Профессора сплошь немецкие и британские. На производство они, как оказалось, со студентами смотрели под разными углами.

"Часто обучаясь, они сопротивляются тому, что им говорят. Они говорят - это сказки, так не бывает, но в этом и особенность обучения МВА: не только научить что-то делать, а изменить видение, представление", - полагает декан Высшей школы бизнеса Олег Виханский.

Система подготовки не новая, проверенная. Она уже вывела в лидеры японский автопром. Главная идея - это производство, ориентированное на рынок и отказ от все еще привычной в России плановой системы. Новая философия дала результат еще до диплома. Почти половина студентов за два года заметно выросли в своих компаниях. И вряд ли это аванс, идеи выпускников дорогого стоят. Андрей Вотенев, только назначенный директором Усть-Илимской ГЭС, уже знает, как почти на процент повысить производительность.

"Казалось, где непреодолимые трудности, а оказывается это сила привычки. Так надо, так было до тебя, так будет. А почему? Есть возможность улучшить? Есть. Почему человек деталь переносит за 1500 метров. Почему здесь станок не поставить рядом", - объясняет директор Усть-Илимской ГЭС Андрей Вотенев.

Станков за два года переставлено немало - всех студентов в буквальном смысле погружали в незнакомую производственную среду. Впрочем, практика на заводах не только менеджеров обогатила опытом, но и предприятия заставила работать по-новому.

Вне сомнений, первые выпускники успешно вольются в перекормленную финансистами и маркетологами экономику. Но дефицита в таких специалистах они не покроют. Уже сейчас крупнейшие корпорации готовы сотнями переучивать своих сотрудников. Вот только пока негде. Так что - пример МГУ обречен стать заразительным.

Видео


12.10.2006 | "МВА для российской промышленности" - в Независимой газете опубликована статья о подготовке в ВШБ МГУ производственных менеджеров.

МВА для российской промышленности.



Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова готовит производственных менеджеров.

В Высшей школе бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова на днях завершила обучение группа студентов первой в России программы МВА «Производственные системы». Теперь студентам предстоит вернуться на свои предприятия и в течение полугода готовиться к защите диплома – применять на практике изученные инструменты повышения эффективности производства.

Острая потребность реального сектора российской экономики не в офисных, а в производственных менеджерах, владеющих методологией и навыками организации максимально эффективного производственного процесса, в 2004 г. подтолкнула ВШБ МГУ к разработке принципиально новой для России программы МВА, адресованной руководителям среднего звена промышленных предприятий. Поскольку решение основной задачи национальной промышленности – повышение конкурентоспособности – на сегодняшний день невозможно без перехода к повсеместному применению на предприятиях современных производственных систем, например «Тойота» (наиболее популярная в мире производственная система), «Кайзен», «Бережливое производство», «Всеобщее управление качеством» и т.д., их изучение и было положено в основу новой программы ВШБ МГУ.

Заместитель заведующего кафедрой менеджмента ВШБ МГУ Александр Наумов убежден, что практика большинства промышленных компаний, нацеленных на восприятие передового мирового опыта в организации производства, показала – ни приглашение западных менеджеров, ни привлечение российских консультантов, обучавшихся в зарубежных школах МВА, панацеей не являются. Хотя бы потому, что реалии российского производства в большинстве случаев слишком специфичны для западного специалиста, а простые рабочие изначально испытывают неприязнь к «белым воротничкам».

«Когда у нас заговорили о повышении эффективности, никто не понимал, о чем речь и что требуется конкретно от него. А оказалось, что все достаточно просто – для начала нужно, чтобы работник четко представлял себе свою задачу и имел четкую инструкцию, как действовать в той или иной ситуации. И инструкция должна быть перед глазами и крупно написана», – рассказывает студент программы, главный инженер одного из предприятий ОАО «Иркутскэнерго» Михаил Кошовер. Заместитель начальника цеха завода «Авиакор» Анатолий Мещеряков говорит, что применение новых и по сути своей простых инструментов организации производственного процесса в итоге скажется на качестве продукции – на безопасности самолетов: «На заводах опыт передается из поколения в поколение, и как сделать лучше, толком никто не знает. А тем не менее все уже придумано, надо только изучить и грамотно внедрить».

В ВШБ признают, что изучение передового опыта ведущих западных вузов, имеющих сильный производственный уклон, показало, что при создании программы МВА «Производственные системы» не обойтись без привлечения иностранных преподавателей и инструкторов. Наряду с ведущими российскими преподавателями, большинство которых являются практикующими управленцами, в программе задействованы высококлассные специалисты из Института Кайзен, Института Белбина, Копенгагенской школы бизнеса, компании «Хайнеш», специализирующейся на проведении деловых игр в области управления производством, и др.

Поскольку все студенты программы МВА «Производственные системы» – это работающие на производствах руководители, занятия проводились по модульной системе очно-заочного обучения. Ежеквартально в течение двух недель по 9–10 часов в день студенты изучали теоретические дисциплины, разбитые на четыре модуля: общеобразовательный, или общеэкономический модуль, позволяющий приобрести системное видение экономической составляющей современного российского общества, управленческий модуль, состоящий из классических дисциплин менеджмента (общий менеджмент, стратегия, финансы, маркетинг, право и т.д.), и два производственных модуля, посвященных управлению производственным процессом, а также всем современным тенденциям в этой области.

Полученные теоретические знания закреплялись во время практики на предприятиях, где уже внедрены или внедряются современные производственные системы. В 2005 году практика проводилась на заводе дизельной аппаратуры и была связана с внедрением в производственный процесс системы «5 С», а в 2006 г. – на одном из экскаваторных заводов и была посвящена «Всеобщему управлению качеством».

Теперь студентам предстоит вернуться на свои предприятия и подготовить выпускные квалификационные работы, связанные с внедрением или освоением современных производственных систем. Уже разработана система оценки эффективности вновь обученных производственных менеджеров, что важно также и для направивших их в ВШБ МГУ и оплативших обучение работодателей. Заместитель генерального директора по персоналу компании РУСАЛ Виктория Петрова уверена, что затраты на обучение оправдают себя, поскольку эта программа «позволяет оставлять полученные знания о передовом опыте в компании, обучая других сотрудников и осуществляя с ними совместные проекты». И этот оптимизм вполне оправдан, поскольку от грамотного внедрения современных производственных систем, позволяющих оптимизировать издержки и повысить качество, в современных условиях зависит выживание любого производственного бизнеса.

Петр Поспелов


20.07.2005 | В МГУ - новый старт

В Высшей школе бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова появилась программа МВА - "Производственные системы"
Все организации строят свои планы развития исходя из требований внешней среды. Для Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова определяющим фактором в развитии программ МВА является потребность российского бизнес-сообщества в подготовке менеджеров, обладающих необходимыми в современных условиях знаниями, умениями и навыками и способными делать свою работу лучше, чем они делали ее до этого. Появление в ВШБ МГУ программы МВА - "Производственные системы" было обусловлено начавшимся в последние годы возрождением в России реального сектора экономики и его главной составляющей - производства. Сегодня "производственная цепочка" от развития ресурсных и металлургических отраслей вплотную подошла, а в отдельных случаях уже серьезным образом масштабо затронула обрабатывающие отрасли, и главным образом - машиностроение. Таким образом, конкуренция для российского бизнеса, в том числе и на мировом уровне, переросла из ценовой конкуренции в конкуренцию качества. А в этой конкуренции без перехода к повсеместному применению на российских предприятиях современных эффективных производственных систем типа "Тойота", "Кайзен", "Бережливое производство", "Всеобщее управление качеством" и других невозможно достичь успеха. Именно это и стало сердцевиной дизайна новой программы МВА ВШБ МГУ - первой в этом смысле программы МВА производст-венного направления в России.
Еще в начале 2004 года в ВШБ МГУ началась разработка принципиально новой для России программы МВА, направленной на подготовку для национальной промышленности менеджеров, которые смогут организовать и провести ее модернизацию на основе внедрения на своих предприятиях современных производственных систем. Как известно, основой менеджмента большинства предприятий, и в особенности производственных, является персонал среднего звена. Исходя из этого, было решено нацелить данную программу МВА на руководителей среднего звена производства: заместителей генеральных директоров по производству, директоров отдельных производств предприятий, начальников цехов и крупных участков и т.п.
В целях формирования программы были изучены структура и содержание аналогичных программ МВА в лучших в этом плане университетах Соединенных Штатов Америки и Великобритании, таких как Массачусетский технологический институт, Университет Карнеги Меллон, Школа бизнеса Мичиганского университета, Манчестерская школа бизнеса и многих других, в том числе программы центров производственного обучения ряда ведущих западных вузов. После этого стало понятным, что обойтись без привлечения иностранных преподавателей и инструкторов за отсутствием, как это исторически сложилось, таковых в России в рамках планируемой программы не удастся. Это стало первой и важной особенностью данной программы МВА. Это также определило еще одну, вытекающую из нее особенность программы - необходимость знания ее студентами языка бизнеса - английского языка, так как более половины производственных дисциплин планируется преподавать именно на английском языке без какого-либо перевода. Окончательно программа приняла следующую форму. Программа была создана как модульная, то есть каждая из ее составляющих - модуль - представляет собой достаточно самостоятельный и законченный набор дисциплин, формирующих у студента цельную картину изученного. Было выделено четыре модуля. Первый или общеобразовательный модуль помогает студентам приобрести системное видение современного российского общества и главным образом его экономической составляющей. Так что его вполне можно назвать общеэкономическим. К преподаванию на этом модуле были прив-лечены ведущие и известнейшие российские экономисты-практики. Второй, управленческий модуль, состоит в основном из классических дисциплин менеджмента, явившихся в свое время основой формирования программ МВА на Западе. Это - общий менеджмент, стратегия, финансы, маркетинг, право, контроль, персонал и организационное поведение. Третий модуль получил сугубо производственную окраску, включив в себя набор дисциплин, связанных с управлением производственным процесссом и производственными операциями, а также происходящими в этих областях изменениями и модернизациями. Этот и развивающий его идеи последующий, четвертый, модуль программы стали второй отличительной чертой данной программы МВА. Третьей особенностью программы стали встроенные в ее структуру практические занятия - двухнедельные стажировки на конкретных предприятиях, где уже полным ходом идет внедрение и освоение современных производственных систем. Таких стажировок в программе предусмотрено две, и они по срокам как бы предшествуют основным производственным модулям, что дает возможность эффективно использовать в рамках программы известный метод "научение действием". Планируется, что вся группа будет разбита на четыре подгруппы по шесть человек и каждая из них будет участвовать в работе с новыми производственными системами на разных ее этапах на ротационной основе.
В завершение программы студенты должны будут подготовить выпускные квалификационные работы на своих рабочих местах, связанные с внедрением или освоением изученных современных производственных систем. При этом подготовка этих работ должна будет вестись с учетом методов групповой работы как величайшего достижения менеджмента, который придется нам осваивать в ХХI веке.
Программа взяла свой старт 12 марта 2005 года и завершится в начале 2007 года. Однако это вовсе не значит, что организаторам программы придется все эти два года ждать намеченных результатов. Очно-заочный статус программы позволит вести ее мониторинг на регулярной основе и вносить необходимые корректировки в целях повышения ее качества и готовности сделать ее студентов профессионалами своего дела по выведению своих предприятий на мировой уровень. Хотелось бы пожелать успеха всем ее участникам и организаторам в достижении столь амбициозной и благородной цели.
Петр Ильин


10.07.2005 | Высшая школа бизнеса МГУ в рейтинге топ-40 европейских бизнес-школ

Высшая школа бизнеса МГУ им.М.В.Ломоносова вошла в список 100 лучших бизнес-школ мира и 40 лучших бизнес-школ Европы по результатам исследования "Global 100 Top Business Schools" ("Топ-100 бизнес-школ мира"), проведенного QS TopMBA - ведущей мировой компанией, специализирующейся на исследованиях и консалтинге в сфере МВА-образования.
Впервые за все время проведения этого исследования в рейтинг "Топ-100 бизнес-школ мира" вошла российская бизнес-школа.
При этом ВШБ МГУ им. М.В.Ломоносова - единственная бизнес-школа из России и Восточной Европы, попавшая в список "Топ-100 бизнес-школ мира" по итогам 2004 года.
Рейтинг "Топ-100 бизнес-школ мира" составляется начиная с 1990 года и представляет собой список 100 наиболее востребованных мировыми компаниями-работодателями и рекрутерами бизнес-школ планеты. Цель ежегодных исследований QS TopMBA - определить, выпускники каких МВА-программ наиболее востребованы со стороны международных компаний и рекрутеров.
Ключевой методологической особенностью этого исследования является то, что в нем принимают участие исключительно наниматели МВА-выпускников - рекрутеры и HR-менеджеры, работающие на международном рынке МВА-кадров.
В 2004 г. к участию в исследовании были привлечены рекрутеры и HR-менеджеры из 301 компании, представляющие все регионы и индустрии мира. В исследовании приняли участие около 4000 рекрутеров, работающих на международном рынке труда. При этом к участию в исследовании были допущены только те рекрутеры, которые предоставили доказательства того, что их компания привлекала выпускников МВА из двух и более регионов мира.
По результатам опроса рекрутеров и HR-менеджеров были сформированы 4 региональных рейтинга лучших бизнес-школ ("Топ-40 Северной Америки", "Топ-40 Европы", "Топ-10 Азии" и "Топ-10 Латинской Америки"), объединенные в список "Топ-100 бизнес-школ мира". В рейтинге "Топ-40 бизнес-школ Европы-2004" Высшая школа бизнеса МГУ занимает 36-е место.
Рейтинг "Топ-100 бизнес-школ мира", содержит, по мнению его авторов, предельно точный список бизнес-школ, которые в настоящий момент наиболее высоко котируются нанимателями и рекрутерами на международном уровне.
QS TopMBA полагает, что результаты исследования будут полезны как с точки зрения выбора бизнес-школы для обучения, так и с точки зрения найма выпускников той или иной программы МВА.


18.03.2005 | Страна накапливает жир, а не накачивает мышцы

На этой неделе в Высшей школе бизнеса МГУ им. М.В.Ломоносова стартовала совершенно новая по своей сути образовательная программа МВА по подготовке менеджеров, занимающихся производством. Высшая школа бизнеса МГУ с момента ее возникновения в начале 90-х – не только образовательное учреждение, но и в известном смысле институт социальных перемен. Через учебные процесс организаторы ВШБ хотят участвовать в процессе построения цивилизованного рынка. Проблему производственного сектора страны декан ВШБ МГУ ОЛЕГ ВИХАНСКИЙ связывает с пробелами в образовании.

В ЧЕМ ИДЕЯ НОВОЙ ПРОГРАММЫ МВА?
Ключевая задача, стоящая сейчас перед нами, - сделать нашу экономику конкурентоспособной, а эта проблема не решается в сфере «обращения». Большинство школ занимается в основном подготовкой офисных менеджеров, работающих в финансах, маркетинге и т.д. А нашей стране сейчас не хватает производственных менеджеров. Имеющиеся в стране проблемы связаны именно с неправильно построенным производством. С нашими возможностями в отдельных отраслях машиностроения мы могли бы успешно конкурировать. Сейчас в эти отрасли пошел частный капитал. Но производительность труда на этих предприятиях очень низка, а издержки наоборот очень высоки. Поэтому проблема сейчас – менеджмент на уровне производства, цеха.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С ВВЕДЕНИЕМ НОВОЙ ПРОГРАММЫ МВА?
Если нам удастся поднять уровень производственного менеджмента, ввести современные производственные системы, многое изменится. Хороший пример – Горьковский автомобильный завод, где над этой проблемой задумались и, в частности, пригласили иностранных консультантов в области эффективного производства. Там теперь все изменилось, совершенствовался технологический процесс, изменилось мышление рабочих и бригадиров, руководители цехов совсем по-другому смотрят на свои задачи. Они готовы производить современный автомобиль.

Нашу образовательную программу мы выработали, исходя из этих доводов. Аналогов ее в России пока нет. Стандартная программа МВА у нас в школе уже проводится три года. А эта программа запущенна только на этой неделе. Занятия проходят по модульной системе очно-заочного образования. Студенты приезжают на 2.5 недели в полгода. Учатся с утра до вечера всего с одним выходным днем. Кроме того, у них будет производственная практика на одном из передовых отечественных предприятий, где внедрены современные производственные системы, позволяющие оптимизировать логистику, оптимизировать весь технологический процесс, тем самым существенно сократить издержки и повысить качество продукции.
На программе обычного МВА люди идут сами, чтобы чего-то потом добиться в жизни. В случае с производственным МВА в основном инициативу должны проявлять топ-менеджеры компаний. У менеджеров на уровне заводов нет возможности просто так приехать и учиться – во-первых у большинства из них элементарно нет денег на это, а во-вторых для них раньше не существовало соответствующих программ. Теперь мы такую ввели, и это сильное изменение в области бизнес-образования в стране. Кстати на ней могут обучаться не только менеджеры промышленных предприятий, но и, например, гостиниц или крупных универмагов.
Для преподавания мы приглашаем несколько западных специалистов – собственного опыта в этой области пока немного. Преподавание части дисциплин, связанных с эффективным производствам, взяли на себя, например, японцы, обучающие пол мира идеологии совмещения низких издержек с высоким качеством. Среди студентов на данный момент представители только региональных производств – Сибири, Урала и т.д. москвичей пока нет. Всего мы получили 29 заявок, а экзамены прошли 24 человека. Длится программа 2 года.

В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО НАЧАЛИ УЧИТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ПОВОДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДЪЕМА СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА?
Наш экспорт сейчас процветает, но эффекта от этого мало. В России многомиллиардный стабилизационный фонд, пополняемый за счет экспорта. Но он закрыт «на черный день». Огромные средства лежат мертвым грузом в то время, как не хватает средств на реструктуризацию и подъем производства, на образовательные процессы. Наши денежные власти боятся падения цен на нефть (которого по объективным оценкам не произойдет) и придерживают эти средства. Мы накапливаем жир, который должен нас поддержать, если нагрянет голод, а не мышцы, чтобы не допустить этого голода, если ухудшится внешнеэкономическая коньюктура. Это пагубный путь. Надо вкладывать в образование, обновлять технологии, поднимать машиностроение. Есть веди столько предприятий, работающих на наш внутренний рынок, которым нужно помочь. Им без поддержки, без специальных условий и заградительных барьеров, просто не выкарабкаться, их забивает импорт. Свой рынок надо защищать. У китайцев, к примеру, существует запрет на импорт подержанных иномарок. А у японцев по целому ряду продуктов внутренний рынок открыли сравнительно недавно. У нас же, например, если сейчас снизить пошлины на импортные автокомпоненты, можно вообще погубить только поднимающее голову автомобилестроение.

Или вот налоги. Стоял вопрос о снижении НДС до 13% - это позволило бы предприятиям повысить зарплаты и вложить деньги в обновление производства и создание новых мощностей. Данный шаг дал бы существенные возможности для развития предприятий, работающих на внутренний рынок. А у нас на это не пошли и в ближайшие 3 года не пойдут. Налоговая политика государства должна превратиться из фискальной в стимулирующую. Без этого обрабатывающие отрасли экономики не поднять.

СПРАВКА: Виханский Олег Самуилович родился 27 апреля 1946 г. в Москве. Окончил экономический факультет МГУ (1969 г.). Доктор экономических наук, профессор. Декан Высшей школы бизнеса МГУ, директор Института комплексных стратегических исследований. Область научных интересов: менеджмент и его развитие, стратегическое управление, методика и содержание обучения управлению. Автор первого в России учебника «Стратегическое управление», visiting professor ряда зарубежных университетов.


Известия.ru